Понедельник, 29.04.2024, 13:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя информатики Овчаренко Людмилы Павловны

Новый год
Праздники
Праздники сегодня
Ссылки
Портал для учителей Учительский портал Банк Интернет-портфолио учителей
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

Творить – значит выражать то, что есть в тебе.

Анри Матисс

Сегодня в условиях стремительно развивающегося общества к современной школе предъявляется много требований, одно из которых формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать те или иные задачи, возникающие в результате ее взаимодействия с социумом; формировать и защищать свою точку зрения по любому вопросу; была бы способна отстаивать свои убеждения; стремилась бы к непрерывному поиску новых знаний; умела бы творчески использовать свои знания и умения и эффективно применяла бы их в действительности.

В настоящее время возвращается актуальность творческой деятельности. Я ставлю перед собой цель: дать детям возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности. Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию их личностных качеств. Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы. Чаще всего творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности.

Проектная деятельность учащихся - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Посредством проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре, задачах, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Проектная деятельность, как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной, предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации задач, что повышает у ребят интерес к решению задач и способствует творческому развитию личности.

Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения.

Любой проект обязательно выполняется под руководством учителя и с его помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

Работа над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
  • прививает общую информационную культуру школьника;
  • реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
  • является платформой для реализации межпредметных связей.

В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

Цели и задачи проектной деятельности:

1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;

2) формирование в сознании школьника информационной картины мира;

3) возможность работать с компьютером;

4) развитие умений поиска и обработки информации;

5) работа по новым технологиям;

6) развитие самостоятельности;

7) умение слушать и уважать мнения учащихся;

8) развитие исследовательских умений.

Выбор мною метода проектов, в качестве дополняющего к традиционной форме обучения, обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.

Создание проектов на уроке и во внеурочной деятельности встречает горячий отклик со стороны учащихся, для большинства из них это наиболее привлекательный вид учебной деятельности.

А я, как учитель, получаю не только удовлетворение от этой работы с учениками, но и пополняю свою методическою копилку ЦОРов. Затем  использую данные информационные ресурсы во время объяснения нового материала в качестве презентаций к теоретическим занятиям; для быстрого и своевременного контроля знаний, для организации самостоятельной работы учащихся; для развития любознательности.

В своей практике проектную деятельность школьников реализую в двух направлениях:

  • в рамках стандарта образования (учебные проекты, монопроекты);
  • в рамках внеурочной деятельности (межпредметные проекты).

Сообразно техническому оснащению кабинета информатики учащиеся осваивают следующие прикладные программы: текстовый  и графический редакторы, электронные таблицы, презентации, базы данных, язык разметки гипертекста HTML, язык программирования Visual Basic, Gambas.

На пропедевтическом этапе (5-7 класс) один проект выполняется, как правило, за один-два урока. Самыми любимыми темами, в силу развитого образного восприятия в этом возрасте, стали проекты, выполненные в среде графического редактора Paint: «Бабочки», «Визитка», «Открытка к Новому году», «План территории школы»; презентации в MS Power Point «Аквариум», «Скакалочка», «Времена года», «Часы»; краткосрочные проекты в среде текстового редактора MS Word «Загадки», «План кабинета информатики», выполненный средствами векторной графики в MS Word. Индивидуальность каждого проекта служит  закреплением пройденного материала.

При изучении базового курса (8-9 классы) в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. При изучении темы «Компьютер» учащиеся создают презентацию, куда объединяют несколько проектов, выполненных ранее: «Функциональную схему компьютера» и «Компьютер», созданные в векторном редакторе MS Word, презентацию по данной теме. Изучив тему «Вирусы. Антивирусные программы» учащиеся с увлечением создают кроссворд в программе Hot Potatoes. С огромным удовольствием выполняются и проекты при изучении языка HTML, где учащиеся создают сайт по учебным предметам.

На базовом этапе обучения (10 -11 классы) проектная деятельность продолжается по следующим направлениям: решение задач из повседневной жизни (выполняется в электронных таблицах Excel); оформление странички газеты по теме: «Компьютер не роскошь, а лишь средство передвижения по жизни», правильное оформление реферата; создание сайтов и презентаций по учебным предметам и др.

Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся.

Выбор метода проектов обучения во внеурочной деятельности обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Метод проектов способен сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках. В основу проектной деятельности учащихся положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой задачи.

На факультативных и кружковых занятиях моими учащимися было создано немало мультимедийных проектов, которые с успехом используются на уроках истории, математики, географии, физики и других предметах, а так же во внеклассной работе. Мои учащиеся с удовольствием и успешно принимают участие в районном конкурсе «ИТ на уроке», выступают на НПК, создают свои сайты, участвуют во Всероссийских конкурсах.

Приведу несколько примеров проектов, выполненных моими учениками во внеурочной деятельности: проект «Компьютер и здоровье», сайт «Компьютерные и биологические вирусы», сайт «Виртуальный школьный музей», сайт «История моей семьи», сайт «Чудеса Новосибирска», презентации «Что умеет компьютер?», «Информация вокруг нас», «Криптография», «Озеро Байкал», проект «Создание игр без программирования» и др.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.

На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность, направленную на развитие творческих способностей учащихся.

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Категория: Статьи | Добавил: олп (17.12.2014)
Просмотров: 877 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Часы
Block title

Copyright MyCorp © 2024